Шахматы. История о легендарной игре

Никто никогда не задумывался, когда и где были созданы шахматы? Ведь мы в них играем, а кроме правил и терминов ничего не знаем о них.
Вариантов и идей игры было очень много. Зародилась она в Индии примерно V—VI веке. Расположение фигур не было похоже на современный вид, да и количество игроков было четыре, а ходы осуществлялись в соответствии бросания игральных костей. Всего фигур и пешек было по 16 (по 4 пешки и фигуры: король, ладья, слон, конь- у каждого игрока). Такая игры была родственной современным шахматам и называлась чатуранга.
34769-074947-d72a2cf46126e8f81b5e426614e98927
Позже прошли «Арабские преобразования»: количество игроков уменьшилось до двух, каждый получил по два комплекта фигур, при этом один король стал ферзем, от костей отказались и стали ходить по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата. Эта игра получила название шатрандж. В связи с популярностью игры в 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Адли.
Следующее преобразование произошло в Юго-Восточной Азии и версия называлась чанги. Прежде всего это проявляется в изменении размера доски и в том, что фигуры ставятся не на поля доски, а на пересечения линий. В этих играх имеются фигуры ограниченной области действия, которые могут ходить только в пределах части доски, кроме того, традиционные «прыгающие» фигуры стали линейными (ни конь, ни слон не могут прыгать через поля, занятые другими фигурами), зато новая фигура «пушка» — может бить фигуры противника только перепрыгивая при ударе через другую фигуру.
Появившийся позже японский вариант — сёги, — считается потомком сянци, но имеет свои особенности, наводящие на предположение о родстве с макруком. Доска для сёги проще и больше похожа на европейскую: фигуры ставятся на поля, а не на пересечения, размер доски 9×9 клеток, начальная позиция и ходы некоторых фигур близки к макруку. В сёги изменились правила ходов и появилось превращение фигур, которого в сянци не было, но которое было в макруке. Механизм превращения оригинален —фигура (плоская фишка с нанесённым изображением), достигнув одной из трёх последних горизонталей, просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. И наиболее интересная особенность сёги — взятые игроком фигуры соперника могут быть вместо очередного хода выставлены им в любое место доски (с некоторыми ограничениями) как свои. Из-за этого в комплекте сёги все фигуры имеют один цвет, а принадлежность их определяется постановкой — игрок ставит фигуру на доску остриём к противнику.
Shogi_Ban_Koma
Классические европейские шахматы в этом регионе не особенно распространены, сянци и сёги по сей день гораздо более популярны.
Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси, придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат, либо от среднеазиатских народов, через Хорезм. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь — переводы соответствующих арабских терминов, ферзь — созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан»). Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи.
220px-Chess_R_GIM_17
В VIII—IX веках, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий — в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

Оставьте комментарий